Релизы фильмов 2006 года. Выберите месяц

Январь —— Февраль —— Март —— Апрель —— Май —— Июнь —— Июль —— Август —— Сентябрь —— Октябрь —— Ноябрь —— Декабрь
Ошибка
  • JFTP::connect: Could not connect to host "77.222.56.218" on port 21
  • JFTP::connect: Could not connect to host "77.222.56.218" on port 21

постер Огни городских окраин

Страна производства: Германия, Финляндия, Франция
Год выпуска: 2006
Режиссер фильма: Аки Каурисмяки
Сценарий фильма: Аки Каурисмяки
В ролях: Янне Хютияинен, Мария Хейсканен, Мария Ярвенхелми, Илкка Койвула, Веса Хякли, Томми Корпела, Юхани Ниемела, Матти Оннисмаа, Кати Оутинен и др.
Бюджет фильма: $ млн.
Продолжительность фильма: 78 мин.
Премьера в США:
Премьера в России: 16 ноября 2006



В параллель большой ретроспективе Аки Каурисмяки в «35мм» в прокат грамотно выпускается его последний фильм «Огни городских окраин», участвовавший в каннском конкурсе. Понятно, за что его не наградили. Люди не знают, что делать с грустью, когда она закономерная, а фильм очень-очень грустный. Не депрессивный, что модно, не жестокий, что еще моднее, ни на чем не спекулирует, только глядит в глаза публике, как бездомная собака. Некто Койстинен (Янне Хютияйнен), охранник в торговом центре – он вообще-то не бездомный, просто живет в дешевой квартирушке с допотопной мебелишкой. У него даже машинка есть, знавшая лучшие времена. Могла бы быть и девушка – продавщица из ларька (Мария Хейсканен), если бы захотел. Но он хотел то, что хотел, и в этом была беда. Планы строил открыть свой бизнес – а по чину ли ему это? Жениться решил на молодой и красивой (Мария Ярвенхелми) – а по карману ли ему это? Кто дал ему право хоть чего-то хотеть, пока он кому-то должен? Койстинен должен честно работать, потому что иначе это не работа, должен не проходить мимо бездомной собаки, потому что иначе она умрет, должен не защищаться от любви, потому что защита – всегда превентивное нападение, должен ответить на зло, потому что иначе оно беспредельно. С такими долгами можно себе представить, что с ним сделали на глазах публики меньше, чем за полтора часа. Нечего пересказывать, скучно не будет. Но нужно быть даже не полным пофигистом, а именно трупом ходячим, чтобы решить, что слова «Нет, здесь я не умру» дают хоть какую-то надежду. Лишь минимализм режиссуры констатирует факт, что Койстинен - не единственный. И пусть его можно бить, обманывать, сажать в узилище, снова обманывать, увольнять и бить смертным боем. Его нельзя переделать. Вот это извини, подвинься. Он есть именно благодаря долгам. Как должен – себе, так и хочет – сам. Фильм, где много «русских» мотивов, и слышна даже родная речь – совершенно нерусский. Он не вышел из гоголевской «Шинели», вам Койстинен – не Башмачкин. Не зная о том, что он «маленький человек», он им и не является. Он живет, в отличие от Башмачкина. Начало «финской» трилогии, «Плывущие облака», было когда-то изменчивым по настроению: сначала все неплохо, потом хуже-хуже, постепенно ситуация выправлялась, и было хорошо. В продолжении, «Человек без прошлого», тон задавало «хуже некуда», но «хорошо» так быстро становилось его оборотной стороной, что тянуло даже на комедию. Настроение «Огней городских окраин» - плохое, вдруг немножко хорошее, потом… Трилогия - не только драматический «тезис-антитезис-синтез» в обратном порядке. В ней виден эффект «пост-Миллениума», который больше не скроешь.Аки Каурисмяки - не старый и не усталый, но после Миллениума - заложник «жизни одним днем». Не только без прошлого – но и облака больше не уплывают. Можно не дать за это Золотую Пальму в пользу социальных спекуляций Кена Лоуча, но только молча, без наездов, стыдливо держа в уме, что он и без нее – один из лучших режиссеров. Кто еще способен так просто снимать социум – без политиканства, мелодраматизма, нравоучений, воззваний, не говоря уже о гламуре со спецэффектами? Связано это, видимо, с тем, что у него режиссерский опыт не расходится с жизненным. Каурисмяки, как жить, умеет ставить камеру в нужном месте на нужное время. Просто в «Огнях городских окраин» обратите внимание, как, например, камера стояла в ночном кафе с хулиганами, которых Койстинен спросил про бездомную собаку. Они пьют за столиком, в глубине кадра – дверь, в кадре появляется Койстинен, выходит в дверь, спустя секунду за ним выходят хулиганы, потом они  возвращаются, становятся за столик, и опять не надо пересказывать, что случилось. А камера не сделала ни единого движения. И никто не сказал ни слова. (c) Екатерина Тарханова, специально для www.kinomania.ru Рецензия:

Койстинен работает ночным сторожем в одном из магазинов Хельсинки. Работа не пыльная: взял ключи, сделал обход, сдал ключи. Койстинен одинок и такое времяпрепровождение его вполне устраивает. Деньги платят небольшие, но на жизнь хватает. Однажды в кафе к нему подсаживается белокурая красавица Мирья, рождая в Койстинене подзабытое чувство. Не долго думая, он предлагает даме руку и сердце. Мирья уходит от однозначного ответа, давая понять, что шанс у Койстинена всё же есть. Несколько дней спустя на магазин, охраняемый Койстиненом, совершается налёт, похищены бриллианты. Мужчина понимает, что стал жертвой обмана, но не выдаёт возлюбленную. Его приговаривают к двум годам тюрьмы…

«Огни городских окраин» – прекрасное и очень точное определение всего творческого пути финского режиссёра. Лощеные бизнесмены или рефлектирующие интеллигенты - герои не его романа. Каурисмяки интересны другие материи: трудовая жизнь пролетариата, фиаско надежд и инфляция смыслов. Центральный мотив 25-летнего творчества Аки – аутсайдеры как они есть. И главное, в конце тоннеля свет не наблюдается, даже луча в тёмном царстве (зловещей Финляндии) не видно. Всеобщая депрессия, тяжёлый сплин, хроническая меланхолия.

Охранник Койстинен славный ряд каурисмяковских героев не опровергает, но колоритно дополняет. Нежданно встреченная любовь заволновало сердечко, встрепенуло душу, а итог всё тот же – тюремные нары, как расплата за гордое молчание. Обвела красотка вокруг пальца, поманила, использовала, и из сердца вон. Классический для Каурисмяки сюжет, вокруг этой мысли (жизнь – дерьмо, все бабы …) уже который год хороводы водит. И что самое интересное, загадочное, возмутительное – не надоедает… ни ему, ни зрителям. Почему? Сразу и не ответишь. Есть в истории кино такие «сериалы», до которых любому латиноамериканскому мыловару, как до неба. Буйствует Годар, покоряет природу Херцог, шарадит Линч, ёрничает Иоселиани, фиксирует Ханеке… Каурисмяки этого же поля ягодка. Будет гнуть линию до последнего, снимая один очень длинный фильм о грязной, непричёсанной и глубоко несчастной северной стране. 

Следить за кинематографической биографией этого финского ипохондрика невероятно интересно. Выход каждой новой картины Каурисмяки сопровождается бессознательным желанием увидеть что-то новое, до этого ещё не высказанное, не проговорённое. Мечты, мечты… Аки уже давно создал собственный микрокосм, попасть в который не трудно, а выбраться почти невозможно. Там нет окраин, захолустий, неприглядных пустырей. Окраины там – центр. Порой там весело, но чаще всего очень грустно. «Огни», безусловно, займут своё место в этом мирке имени Аки Каурисмяки. Займут по праву, ибо в очередной раз, поставив на сюжетной динамике крест, финну удалось сказать очень и очень многое. 

(с) Станислав Никулин