Релизы фильмов 2010 года. Выберите месяц


постер Повелитель бури

Страна производства: США
Год выпуска: 2008
Режиссер фильма: Кэтрин Бигелоу
Сценарий фильма: Марк Боал
В ролях: Джереми Реннер, Энтони Мэки, Брайн Джерати, Гай Пирс, Рейф Файнс, Дэвид Морс, Кристиан Камарго, Сухейл Алдаббач, Сэм Спруэлл, Сэм Редфорд и др.
Бюджет фильма: $11 млн.
Продолжительность фильма: 130 мин.
Премьера в США: 10 июля 2009
Премьера в России: 14 января 2010



На смену подорвавшемуся командиру саперного подразделения (берущее за душу камео Гая Пирса) в Багдад прибывает сержант Уильям Джеймс (Джереми Реннер). Едва ли не в первой же передряге обнаруживается, что новый командир не слишком ладит с протоколом, зато ловко и сноровисто действует по ситуации. К решению поставленной задачи (собственно, обезвреживанию бомб) Джеймс подходит с чисто практической стороны: главное – результат, а уж какими способами он будет достигнут – дело третье. В конце концов, за плечами Уилла – более восьмисот нейтрализованных взрывных устройств. И эта впечатляющая статистика – либо свидетельство правоты сержанта в выборе профессиональных методов, либо доказательство вопиющего везения подсевшего на адреналин наркомана, чудом избегающего смертельного передоза. А может, и то, и другое…

Иракская война – благодатная почва для антимилитаристских демаршей, что доказано рядом картин последних лет. Но Кэтрин Бигелоу, как выяснилось, не из тех, к кому спокойный сон приходит только после дежурства с обличительным транспарантом под Белым Домом. «Повелитель бури», пожалуй, первый фильм об Ираке, не имеющий под собой ровно никакой политической подоплеки, и одна только эта восхитительная незамутненность уже придает картине особый статус. Это простая история обыкновенного безумия, которое при определенных обстоятельствах становится нормой, и в этом смысле «Повелитель бури» – настолько же о войне, насколько и «Апокалипсис сегодня». Ирак и саперы в данном случае просто счастливо подвернулись под руку как наиболее наглядный материал.

Вместо того чтобы выдавать за откровения очевидные вещи и изобретать велосипед (например, в очередной раз мудро сокрушаться по поводу того, что война – это ад), Бигелоу решила проиллюстрировать куда более занятную мысль: война – тяжкая зависимость. А поскольку и это, в общем-то, очевидно, тезис «Война – это наркотик» бесхитростно вынесен в эпиграф фильма – одновременно и как отправная точка, и как пункт назначения. При этом прямодушие «Повелителя бури» отнюдь не снижает того волшебного впечатления, которое он производит. Ведь чего уж тут вилять да хитрить: война внутри себя – убийственно простая штука (или мы их, или они нас), а саперы так и вовсе, как известно, ошибаются всего один раз.

Другое дело – с какой стороны на эту зависимость посмотреть. Есть подозрение, что многие сделали бы из сержанта Джеймса мученика, одновременно и осуждая безнадежного джанки, и проникаясь к нему сочувствием, родственным религиозному трепету. Бигелоу, к счастью, далека от гуманистического пафоса, и до подобного самосуда не опускается: ей просто… интересно. Интересно не только выжимать максимум из чисто кинематографического инструментария (о том, что вытворяет здесь камера и почему монтаж ряда эпизодов обязан служить учебным пособием – разговор отдельный). Еще интереснее с неподдельным восхищением наблюдать за тем, как мужчины теряют рассудок, увлекаясь играми со смертью и погружаясь в своего рода транс, равнозначный не траченному цивилизацией (бытовой рутиной, уголовным кодексом, военным уставом и проч.) первобытному состоянию.

В этом упоенном созерцании Бигелоу сняла свои лучшие картины, а в «Повелителе бури», пожалуй, достигла пика, практически избавившись от сюжета и целиком сосредоточившись на определении концентрации тестостерона в крови подопытных персонажей. Все-таки отстраненный женский взгляд – великая вещь. И редкая.

(c) Дмитрий Молчанов



Get the Flash Player to see this player.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить