Релизы фильмов 2006 года. Выберите месяц

Январь —— Февраль —— Март —— Апрель —— Май —— Июнь —— Июль —— Август —— Сентябрь —— Октябрь —— Ноябрь —— Декабрь

постер Лемминг

Страна производства: Франция
Год выпуска: 2005
Режиссер фильма: Доминик Молл
Сценарий фильма: Доминик Молл, Жиль Маршан
В ролях: Лорен Лукас, Шарлотта Гейнсбур, Шарлотта Рэмплинг, Андре Дюссолье, Жак Бонаффе, Мишель Кассагн, Флорэнс Десилл, Эммануель Гайе, Феликс Гоназле и др.
Бюджет фильма: $ млн.
Продолжительность фильма: 129 мин.
Премьера в США:
Премьера в России: 25 мая 2006



Подающий надежды инженер Ален Гетти пригласил на ужин своего нового начальника с женой. Подразумевался милый беззаботный вечер: две супружеские пары, лёгкая еда, хорошее вино, обычные интеллигентские разговоры ни о чём. Планам не суждено было сбыться. Алиса – жена босса – устроила за столом выяснение отношений, обвинив мужа в многочисленных изменах. В качестве аргумента – выплеснутый в лицо бокал вина. Ожидаемых посиделок не получилось. Ко всему прочему, Гетти обнаружил в засорившейся трубе кухонной раковины лемминга – маленького грызуна, живущего исключительно в Финляндии. Появление этого существа за тысячи километров от привычной среды обитания повлечёт за собой череду странных и трагических событий.  «Лемминг» Доминика Молла открывал Каннский кинофестиваль 2005 года и, по признанию многих, успешно бился за место под солнцем с остальными участниками конкурсной программы. Увы, фильм остался без наград, но в данном случае это не главное. Куда более существенным является сам факт равного соперничества с картинами Ханеке («Скрытое»), Ван Сента («Последние дни»), Джармуша («Сломанные цветы»). Впрочем, уже предыдущий фильм француза – «Гарри – друг, который желает вам добра» - давал ясно понять, что Молл со временем может превратиться в большого самостоятельного режиссёра.

Сюжетная канва картины вдоль и поперёк «прошита» многочисленными отсылками к Кубрику, Хичкоку, Линчу, Шабролю, Бунюэлю. До конца так и не ясно, то ли режиссёр решил поиграть со зрителем в киновикторину, то ли неосознанно черпал вдохновение у старших по цеху. В любом случае, подобные постмодернистские ужимки добавляют определённого шарма происходящему на экране. Не заметивший скрытых цитат и аллюзий потеряет не многое, главное в «Лемминге» всё же от Молла, собственного, так сказать, производства.

Француз нехорошо обошёлся с жанром, вывернул всё наизнанку, поставил с ног на голову. С одной стороны, обычное для авторского кино дело, где типичное в таких случаях - «драма», является лишь номинальной характеристикой происходящего. С другой стороны, даже с учётом изначальной внежанровости фестивального кино, «Лемминг» выдаёт несколько замысловатых фортелей. Начинаясь как комедия абсурда, картина плавно перетекает в драму, затем триллер, и, в конце концов, приводит нас к мистико-фантастическому финалу. Хорошо это или плохо, вопрос в данном случае не главный. Намного интереснее наблюдать за режиссурой, которая по ходу действа просто обязана претерпевать определённые изменения в зависимости от жанрового контекста. Местами угловато, местами слишком прямолинейно, Моллу, тем не менее, удаётся обойти большинство ловушек, самим собой и расставленных. Когда нужно – будет смешно, когда необходимо – страшновато. Соединив в одном фильме множество разножанровых «фишек» и приёмов, режиссёр сумел создать удобоваримый продукт, где переход от одного к другому (жанру) осуществляется незаметно для зрителя.

Но всё это частности, кусочки единой мозаики. Важнее другое, «Лемминг» Доминика Молла оставляет редкое по нынешним временам послевкусие, когда вроде бы всё очевидно и ясно, и в тоже время притягивающе ирреально. А большего зачастую и не требуется.

(с) Станислав Никулин