Релизы фильмов 2007 года. Выберите месяц


постер Русалка

Страна производства: Россия
Год выпуска: 2007
Режиссер фильма: Анна Меликян
Сценарий фильма: Анна Меликян
В ролях: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Ирина Скриниченко, Вероника Скугина и др.
Бюджет фильма: $1 млн.
Продолжительность фильма: 103 мин.
Премьера в США: 17 июля 2007
Премьера в России: 22 ноября 2007



Девочка Алиса жила с мамой у моря и ждала, когда вернется её папа. Папа так и не вернулся, а мама постоянно приводила в дом новых женихов. Алиса поняла, что сказать ей этому миру нечего, и говорить перестала. Пришлось ходить в школу для умственно отсталых, где она научилась исполнять всё задуманное. В 17 лет Алиса решила, что пора ехать в Москву. Желание сбылось. В столице она встретила мужчину своей мечты. Дело за малым, признаться в собственных чувствах…

«Русалка» Анны Меликян на фоне последних разнокалиберных постановок отечественного кинематографа смотрится приятной неожиданностью, нежданным сюрпризом. Старая истина о том, что всё познаётся в сравнении для фильма Меликян не подходит. Сравнивать не с чем. И это скорее комплимент, нежели замечание. Когда на экранах появляется хоть что-то, к чему применимы слова «ново» и «свежо», это всегда повод для сдержанного оптимизма. Естественно, речь идёт лишь о российском кино последних лет. На западе таких картин хватает. Аналогии с «Амели» Жана-Пьера Жене волей-неволей напрашиваются, хоть режиссёр и отрицает какую-либо взаимосвязь. Впрочем, все эти сопоставления в данном случае не принципиальны. Знаменателен сам факт появление фильма, просмотр которого с прогулкой по лесу после загазованной промзоны сравним.

Название картины недвусмысленно намекает на известную сказку Ганса Христиана Андерсена. По признанию режиссёра, ей всегда нравились истории с грустным финалом. Но до финиша повествования (каким бы он не был) ещё надо добраться, подвести зрителя за ручку, чтобы вопросов о правдоподобности, пусть даже с приставкой кино-, уже не возникало. Меликян дистанцию преодолевает без резких ускорений или же затянувшихся передышек. Разве что переезд в столицу на картинке отражается, диссонирует с прелестной легкостью начала истории о детстве Алисы. Но аргумент в защиту тут сам собой напрашивается: контраст между маленьким провинциальным городком и шумным мегаполисом надо же как-то обозначить? Своеобразный водораздел всё же ощутим, но для картины не губителен. Алиса просто новую жизнь начала, в новых условиях и обстоятельствах. Как раз в этом параллели с Андерсеном и проявляются.

Анна Меликян попыталась сказку сделать былью, перенеся героиню известного датчанина в российскую реальность начала 21 века. Попытка смелая, амбициозная, где-то дерзкая. Уже только за неё режиссёру можно сказать спасибо. Но поводов для благодарности, что отрадно, в «Русалке» несколько больше.

(с) Станислав Никулин